Алексей Дьяков хорошо смотрится в «Профиль»

Вечером во вторник в новосибирской галерее «Старый город» открылся совместный вернисаж маститого скульптора Алексея Дьякова и молодого дизайнера Елены Лазаренко, дебютировавшей как фотохудожник. Корреспондент «Ъ» ИРИНА УЛЬЯНИНА сочла совмещение скульптурной пластики и обработанных на компьютере фотоизображений весьма удачным: работы перекликаются по образному строю и чувственным вибрациям. Выпускник скульптурного отделения Саратовского художественного училища Алексей Дьяков участвует в выставках с 1974 года, но делает это достаточно редко. Он придирчив в выборе материала, щепетилен в переговорах с заказчиками, дотошен в работе. Несколько его изваяний облагородили городскую архитектурно–ландшафтную среду.

Например, памятник хирургу Юдину перед зданием больницы на Красном проспекте, соседствующим с художественным музеем, или гранитная композиция «Встреча» в Первомайском сквере, возле которой новосибирцам нравится фотографироваться на память и назначать свидания.

Около «Встречи» Алексей Дьяков познакомился с дизайнером Еленой Лазаренко, занятой проектом по благоустройству сквера, и пригласил ее в свою мастерскую, расположенную неподалеку в полуподвальном помещении. Человеку, не имеющему воображения, напластования пыли, нагромождения каменных глыб, глины, полуготовых моделей и инструментов представляются мусорной свалкой, но Елене Лазаренко они дали импульс к созданию артефактов. Материал для своей первой коллекции фото, превращенных в компьютерную графику, она отсняла в мастерской буквально за несколько дней: все работы, представленные на выставке в «Старом городе», датированы 2005 годом. В них ощущается спонтанность, передающая особое эмоциональное состояние.

Скульптура в экспозиции «Старого города», конечно, доминирует. От каждого произведения, обладающего мощным магнетизмом, трудно отвести взгляд. Творения Алексея Дьякова соединяют конкретность и условность, узнаваемые черты и признаки абстрактности. Они объединены авторской логикой, организованы в чистые и ясные пластические формы, характерные для минимализма.

В собрании представлены несколько работ цикла «Отражение» из бронзы и мрамора, которые Елена Лазаренко переосмыслила в свои композиции «Космос», «Лист», «Спираль», иллюстрирующие направление движения мысли скульптора. Впрочем, графические фантазии художницы отнюдь не всегда связаны с оформленными образами. Госпожа Лазаренко исследует знаки, оставленные на материале самой природой, как в работах «Крест», «Духи», «Комета». Но по цветовым решениям они близки представленным скульптурным объектам. Очень лиричен ее автопортрет и остроумен «Профиль» — фото Алексея Дьякова, обработанное таким образом, что создает впечатление рельефа, высеченного из гранита.

Сам господин Дьяков представил на вернисаже новую версию «Встречи» — уменьшенную копию той, что стоит в сквере. Копия выполнена из мрамора, испещренного насечками, обнажающими разнородную структуру благородного материала, многообразие его оттенков и многогранность любых человеческих контактов.